Что такое боль? Изучение боли

Боль. Кто ее не испытывал? Она заставляет нас страдать, но в то же время ограждает от опасности. Она спасает нас, хотя если окажется чрезмерной, может привести к гибели. Боль — наш друг и наш враг.

Но что такое боль? Много ли мы знаем о тех изменениях, которые происходят в организме при болевом раздражении?
Чтобы ответить на эти вопросы, Л. А. Орбели использовал новые технические приемы: стал широко применять запись электрических явлений в мозгу, биохимические исследования крови и ряд других методов. По-новому удалось подойти к разрешению некоторых задач, опираясь на теорию об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы.

…На экспериментальном столе, в особом станке стоит собака. У нее изучают работу почек: отверстия мочеточников у животного выведены под кожу брюха. Выделяющаяся моча все время стекает через подвешенную к брюху воронку в измерительный цилиндрик. Таким образом, за работой почки можно следить непрерывно. И вот экспериментатор, убедившись, что моча выделяется вполне равномерно, раздражает сильным электрическим током лапу собаки.

Животное мгновенно отдергивает ее, рвется из станка. И что же? Моча, которая до этого непрерывно поступала в цилиндрик, в течение некоторого времени совершенно перестает выделяться.

Это явление было известно давно, но обычно считалось, что причина его — в резком сокращении почечных сосудов. Было известно, что при болевом раздражении приходит в возбужденное состояние симпатическая нервная система, а в связи с этим в кровь поступает в увеличенном количестве один из гормонов — адреналин, кровяное давление повышается и тормозится деятельность пищеварительных органов. Л. А. Орбели значительно уточнил характер явлений, вызываемых болью. Под его руководством было доказано, что кровь при этом наводняется не одним гормоном, а несколькими, мочеотделение прекращается от поступления особого гормона, влияющего на почки; в результате возбуждения симпатической нервной системы обостряется деятельность органов чувств и мозг получает возможность мобилизовать неиспользованные резервные силы. Весь организм благодаря соответствующим регуляторным механизмам как бы переводится на новые рельсы.

Весьма примечательно, что такая перестройка происходит не только когда на самом деле причиняется боль, но и в тех случаях, если какое-либо, само по себе безразличное явление, например вспышка света или звонок, несколько раз совпадает во времени с болевым раздражением. Другими словами, те же ответы могут возникнуть условнорефлекторным путем.

Изучение сущности боли имеет огромное практическое значение. Ведь врач постоянно имеет дело с ней и должен хорошо разбираться в сдвигах, которые происходят при этом в организме. И если медицинские работники будут точно знать, почему какое-либо, казалось бы несущественное, явление, например обстановка, в которую попал больной, вызывает глубокие изменения в деятельности его органов, они смогут устранить причины этих изменений и создать для больного такие условия, в которых он был бы огражден от вредоносных воздействий.

Порядок вместо хаоса

Что такое больВ основе современных представлений о деятельности мозга лежит понятие рефлекса, отраженного действия. Например, мы прикоснулись к горячему предмету — и мгновенно отдернули руку. Это рефлекс: раздражение передалось по чувствительным нервам в мозг; в ответ по двигательным путям пришел сигнал к мышцам руки. Как будто просто. Но в действительности даже такой простой рефлекторный акт таит много сложностей и заставляет глубоко задуматься.

В самом деле, почему пришедшее в мозг возбуждение передалось — остановимся на том же примере — именно мышцам руки, а не другим мышцам?

Почему возбуждение, возникшее в мозгу под влиянием сигналов с «периферии», не «растекается» по нему, а, как говорят физиологи, «координируется» и направляется в упорядоченном виде к соответствующим рабочим органам?

На этот вопрос Орбели ответил опытами, выполненными им в начале двадцатых годов.

…Собака мирно спит. Но странная картина: одна из ее лап мерно подергивается в такт дыханию. Оказывается, что за несколько дней до этого экспериментаторы перерезали все чувствительные волокна, направляющиеся из этой лапы в мозг. Отчего же она подергивается? Потому, отвечают экспериментаторы, что возбуждение, возникающее ритмически в дыхательном центре, распространяется по всему мозгу и захватывает центр этой лапы. До других центров оно тоже доходит, но в них возбуждению противодействует тормозной процесс. Он возникает под влиянием сигналов, идущих в мозг от самих мышц. А когда чувствительные нервы перерезаны, сигналы в центр поступать не могут, торможение не возникает и возбуждение беспрепятственно прокладывает себе путь к мышцам, которые и сокращаются. Ясно и убедительно! А ведь это был ответ на давний вопрос о сущности центральной нервной координации.

Какова роль отдельных областей коры мозга в образовании условных рефлексов? Как взаимодействуют кора головного мозга и низшие отделы его? Какое значение имеют для высшей нервной деятельности железы внутренней секреции и условия питания? Эти и многие другие важные вопросы, связанные с высшей нервной деятельностью, еще ждут своего разрешения.Задача этого направления — вскрыть основные закономерности развития отдельных функций организма.

Мы знаем, что если ускорим шаг, сердце отзовется учащением своего ритма. Это понятно: добавочная работа скелетных мышц потребует усиленного питания. Но каким образом возникла эта удивительная слаженность в работе мышц и сердца? А разве не поразительна наша способность поддерживать постоянную температуру тела, несмотря на смену холода и жары? Как же мы «научились» этому? А что говорить о мощи нашего мозга? Разве не ему мы обязаны взлетами творческой мысли, которыми гордится человек?

Современная техника ставит многочисленные вопросы перед физиологами. Организм летчика, несущегося в заоблачных высотах со сказочной быстротой, водолаза, опускающегося в глубины морей, рабочего, овладевающего сложными механизмами, испытывает нагрузки, уменьшить которые невозможно без участия физиолога. Большая доля в успешной разработке этих проблем принадлежит Л. А. Орбели.

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 5.0/5 (1 голос)
Что такое боль? Изучение боли, 5.0 out of 5 based on 1 rating

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!